Советы логопеда памятки родителям. "звуки речи" Звуки мы пишем и читаем

Лингвистические определения (определения изучаются на чтении), которые должен знать учащийся 1 класса.

1. Речь – это способ общения между людьми, или то, что мы говорим.

Виды речи и их признаки.

Признаки устной речи – говорение и слушание (при подсказке детям показывается ухо и рот)

2) Письменная

Признаки письменной речи – письмо и чтение (при подсказке показывается, как человек читает, как человек пишет)

Речь состоит из предложений.

2. Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу , которые выражают законченную мысль.

Признаки предложения :

1) Выражает законченную мысль.

2) Предложение произносится с определённой интонацией (по интонации предложения бывают восклицательными (Мама, я пришёл!) и невосклицательными (Мама купила молоко.)

Оформление предложения на письме:

1) Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

2) Предложение всегда заканчивается знаком препинания (. ! ?)

3. Слово – это сочетание звуков (не букв!!!), имеющих определённое значение.

Выделяют большие и маленькие слова:

Большое слово: мама, дом, Катя, школа, кот и др.

В схеме большое слово обозначается: (если с заглавной буквы),

(со строчной буквы)

Маленькое слово: предлоги (в, под, над и др), союзы (а, и, но).

В схеме маленькие слова обозначаются: предлог - союз -

Слово делится на слоги.

4. Слог – один или несколько звуков, которые произносятся на одном выдохе.

Приёмы по определению количества слогов в слове:

1) Подставить ладошку ко рту и произнести слово (сколько раз подбородок коснётся руки – столько и слогов.

2) Подставить ладошку под подбородок и произнести слово (сколько раз поток воздуха коснётся руки – столько слогов).

3) Сколько в слове гласных – столько и слогов.


В схеме слова слоги выделяют: (ма-ши-на)

Слог-слияния – это слог, состоящий из двух звуков (согласный и гласный): МА, МУ, МО, МИ, КА и т.д..

Слог слияния обозначается так:

Слог слияния с твёрдой основой (согл. тв.),

Слог слияния с мягкой основой (согл. мягк.)

Слоги бывают ударными и безударными.


В слове ставится одно ударение.

В слове с одним слогом – ударение не ставится, т.к. и так понятно, что он ударный.

Приём постановки ударения: нужно позвать слово (М-иииииии-шка, ст-ууууу-л, п-аааааа-па).

Ударение ставится над гласной в ударном слоге косой чертой.

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим.



На письме звуки мы заносим в особые скобки –

Например: [т], [и].

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у] [ы], [и], [э].

Как понять, что это гласный звук? При произнесении гласного звука воздух во рту не встречает преград, гласный звук можно пропеть (Ааааа, Ооооо)

Гласные звуки бывают ударными и безударными (зависит от ударения).

Как понять, что это согласный звук? При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (зубы ([c]), губы ([м]), язык и зубы ([л]).

Согласные звуки бывают звонкие/глухие ([д]/[т]), твёрдые/мягкие ([д]/[д’])

Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук речи - то, что мы слышим и произносим.

Буква - это знак, обозначающий звук или несколько звуков. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

В русском языке шесть гласных звуков: [А, У, О, И, Э, Ы].

При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды, выходит свободно. Гласным звуком мы можем позвать того, кто находится далеко от нас.

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять

А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам, Я, Ю, Е, Ё (йотированные), которые обозначают два звука: (Я - [ЙА], Ю - [ЙУ], Е - [ЙЭ], Ё - [ЙО])

В начале слова (яма, ель, ёж, юла);

После гласного звука (маяк, каюта, поёт, тает);

После мягкого и твердого знаков (семья, подъезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

Я - [А]. Ю - [У], Е - [Э], Ё - [О] (ключ - буква ю обозначает звук [у] и мягкость согласного звука [л"], мяч - буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного звука [м"]).

Согласные звуки - звуки, при произнесении которых воздух, выходящий изо рта, встречает преграду (губы, язык, зубы).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяется ладошкой, приложенной к горлышку:

· глухие согласные звуки - голосовые связки не работают ("горлышко не дрожит") состоят из шума: К, П, С, Т, Ф, X и их мягкие пары, Ц, Ч, Ш, Щ;

· звонкие согласные звуки - голосовые связки работают ("горлышко дрожит") состоят из голоса и шума: Б, В, Г, Д, Л, М, Н, Р, 3 и их мягкие пары, Ж, Й.

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими : Б, БЬ, В, ВЬ, Г, ГЬ, Д, ДЬ, 3, ЗЬ, К, КЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ, П, ПЬ, Р, РЬ, С, СЬ, Т, ТЬ, Ф, ФЬ, X, ХЬ;

· всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц

· всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие - зеленым.

При определении наличия или отсутствия звука в слове, места звука в слове, следует использовать прием интонационного выделения голосом заданного звука.

Например: "Есть ли в слове "сон" звук О? Послушай внимательно как я произнесу это слово: сООО н. Какой первый звук в слове "сон"? Послушай, как я произнесу это слово: ССС он. А теперь послушай, как звучит последний звук в слове "сон" и назови его: соННН. Теперь назови все звуки в слове "сон" по порядку: с, о, н. Сколько всего звуков в этом слове?"

Уважаемые родители! Во время занятий с ребенком будьте терпеливы, тактичны и внимательны! Не проявляйте излишней настойчивости, но учите ребенка доводить начатое дело до конца. Хвалите и поощряйте его за правильные ответы, а в случае ошибок подбадривайте, и верьте в то, что у Вас всё получится!

Желаю удачи!

Предисловие 2

Часть 1. Трудные вопросы орфографии

1.1 Фонетика 4

1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5

1.3 Средства речевой выразительности 6

1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8

1.5 Правописание приставок 9

1.6 Н и НН в разных частях речи 10

Часть 2. Практические задания. Тесты.

Фонетика 12
Подчинительная связь слов в словосочетаниях 16 Средства речевой выразительности 18

Правописание приставок 20

Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23

Н и НН в разных частях речи 25

Сложное предложение 29 Часть 3. Сочинение – рассуждение. 33

Ответы 50

Предисловие

Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько учащиеся подготовлены к этому экзамену. Обобщив накопленный опыт и систематизировав имеющийся материал, у меня получился «Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку», соответствующих демонстрационной версии ГИА 2013г. (т.е. с последними изменениями).

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения в таблицах и схемах, а также тренировочные задания, включенные в спецификацию ГИА.

Сборник состоит из 3 частей. В первой части содержится теоретический материал в виде схем и таблиц, где уделяется внимание таким сложным вопросам, как правописание гласных и согласных в корне, Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий, выразительные средства языка и т. д. Такое оформление теоретического материала, как мне показалось, легче для усвоения и запоминания учащимися. В систему подготовки и в урочную деятельность введена система зачетов по каждой теме. Используя этот материал, учащиеся сдают зачеты по каждой теме. Материалы сборника используем при работе не только с 9-ми, а также для проведения разнообразной работы на уроках русского языка начиная с 5-го класса (Например, в 5 классе по теме «Фонетика»). Чтобы проверить уровень усвоения материала, во 2 часть сборника включены тесты, которые сгруппированы по отдельным темам, полностью соответствующих плану ГИА 2013 года. Таким образом, тесты включают в себя все задания частей А и В. По каждой теме предлагается несколько вариантов тестов, содержащий от 7 - 10 заданий. (Например, фонетика – 4 теста, виды связи в словосочетаниях – 4 и т. д. (Такая работа помогает мне подготовить слабых учащихся). Тесты распределены по уровню сложности, постепенно уровень сложности нарастает.

Третья часть сборника посвящена подготовке задания С2. В прошлом году изменения коснулись третьей части экзаменационной работы. В 2013 году было представлено только одно задание С2 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, т.е альтернативное задание С2.2 отсутствовало. Учащиеся писали сочинение, раскрывая смысл высказывания известного ученого-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Было предложено 36 вариантов цитат. Все высказывания я попробовала сгруппировать в 6 групп по темам: «Грамматика», «Синтаксис», «Морфология», «Лексика», «Пунктуация», «Выразительные средства языка», что позволит выпускникам проверить знания по речеведению и умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного.

Ответы к тестам даны в конце сборника. Они помогут самостоятельно проверить правильность выполнения заданий и степень усвоения теоретического материала.

Материалы сборника могут быть использованы при организации самостоятельной работы учащихся 8-9 классов, в процессе подготовки к предстоящему экзамену, как самостоятельно, так и под руководством учителя, а также при изучении многих тем по русскому языку.

Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.

ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса, их можно тянуть, петь) СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду)
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Ф ок а, х оч еш ь п оест ь щец ? (в этом предложении все согласные глухие)
1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях: 1. В начале слова: яма [й’ама] – 3 буквы, 4 звука 2. После гласных: поел [пай’эл] – 4 буквы, 5 звуков 3. После Ь и Ъ: вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые).
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) 4.Фонетические процессы: 1. Озвончение - глухой звук произносится как звонкий: просьба [проз’ба], сделать [ зд’элат’]; 2. Оглушение – звонкий произносится как глухой: сугроб [сугроп]
5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл)

Подчинительная связь слов в словосочетаниях

Звуки и буквы.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

Звуки

Буквы

Фонетика.

Тысячи разных звуков окружают человека: стук дождя по окну, скрип
снега под ногами, шум волн в море, стрекотание кузнечика, пение птиц.
На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в
определённом порядке, становились словами, которые имели значение,
смысл.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.
Само название образовано от греческого слова «phone»,
что означает «звук».

Фонетика нужна и важна, поэтому не случайно обучение в школе
начинают с букв и звуков. А звуки бывают гласные и согласные.
Послушайте отрывки стихотворения из книги Валентины Васильевны
Волиной «Учимся играя».

Мы - не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи
Произносят и слышат нас.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.
Шшш… - шуршит опавший лист.
Жжж… - шмели в саду жужжат.
Ррр… - моторы тарахтят.

Гласные звуки и буквы.
Гласные звуки произносятся с голосом. При их произношении воздух
проходит свободно, без преград. Гласные звуки образуют слоги.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
В русском языке 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]
и 10 гласных букв: А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, Ы, И.
Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твёрдость согласных звуков .
Гласные Я, Ё, Ю, Е, И обозначают мягкость согласных звуков .
Гласные Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука , если стоят в начале слова,
после гласной, после разделительных Ь,Ъ.

Согласные звуки и буквы.
Согласных звуков – 36 . Согласных букв – 21 .
При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту преграды
в виде языка, зубов, губ и преодолевает их. Согласные звуки могут
произноситься с голосом и шумом (это звонкие согласные) и только с
шумом (это глухие согласные). Согласные без гласных не образуют слога.
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими . Звонкие и глухие,
твёрдые и мягкие согласные бывают парными и непарными .
Согласные буквы Л, М, Н, Р, Й обозначают непарные звонкие, сонорные
согласные звуки, звук [Й’] всегда мягкий.
Согласные буквы Х, Ц обозначают непарные глухие согласные звуки,
причём звук [Ц] – всегда твёрдый.
Согласные буквы Ж, Ш, Ч, Щ обозначают шипящие согласные звуки,
звуки [Ч’] и [Щ’] всегда мягкие. Парные [Ж] и [Ш] всегда твёрдые.

Парные согласные звуки и буквы

Звонкие согласные звуки

Согласные буквы

Глухие согласные звуки

Трудность заключается в том, что количество букв не соответствует количеству звуков. В русском языке всего:

6 гласных звуков [А, О, У, И, Ы, Э]

10 гласный букв [А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ё, Е, Ю]

Четыре последний буквы обозначают два звука [ЙА], [ЙО], [ЙЭ], [ЙУ] или один звук [А], [О], [Э], [У] в зависимости от места где они стоят, это и затрудняет понимание ребенка звукобуквенной системы русского алфавита. Поэтому знакомство с так называемыми йотированными гласными буквами вынесено в конец обучения.

Так занимаясь обучением чтения дошкольника говорим только о шести гласных звуках, которые слышим в речи..

Так в слове РЕЧКА смышим два гласных звука [Э] и [А], а видим буквы «»Е» и «А». А в слове СЕЛЕДКА слышим три гласных звука [Э], [О], [А], а видим буквы «Е», «Ё» и «А»

Мы слышим звуки, а не буквы!

Гласный звук принято обозначать красным цветом — гласный всегда красный.

Согласные звуки и буквы, здесь тоже определенные трудности для ребенка: звук произносится не так, как называется буква, его обозначающая.

Например, буква «Бэ» — звук соответствующий этой букве отрывистый [Б], а не «бэ».

Звук буквы «Ша» — отрывистый звук [Ш], а не «шэ».

Согласные буквы объединяются в пары по твердости-мягкости: буква «Бэ» может означать два звука —
твердый звук [Б] , как в словах БАРАБАН, БЫК, БУЛКА,

и мягкий звук [Б’] как в словах БИДОН, БЕЛКА, ГОЛУБЬ.

Есть согласные которые всегда твердые — это Ж, Ш, Ц .
А есть согласные которые в сегда мягкие — это Й, Ч, Щ .

Согласные твердые принято обозначать синим цветом. А согласные мягкие — зелёные.

Игровое упражнение «Сигнальщики»

Дети поднимают сигнальный кружок. Если играете в ломашних условиях можно взять карандаши или фломастеры: красный, синий, зелёный в зависимости от того катой звук слышим: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.

Игровое упражнение «Кулачки-Ладошки»

Если ребенок слышит твердый звук, то сжимают ручки в кулачки. Если мягкий — «мягкие» ладошки.

В процессе обучения цтению мы ещё встречаемся с понятиями звонкий и глухой согласные звуки. Характеристики звуков определяем на слух и по вибрации голосовых связок. При произношении звонкого согласного звука голосовые связки вибрируют. Это можно почуствовать, положив ладонь на область горла. Звонкие буквы [З], [В], [Б] и др., эти звуки образуются при участии голоса.

При образовании звуков [С], [Ф], [П] и др., голосовые связки не участвуют в образовании звука, и мы не ощущаем ладошкой вибраций в горле. Это глухие звуки.

Игровое упражнение «Звоночки»

Если звук звонкий, детки повторят движение при игре на колокольчике. Когда звук глухой — ребятишки должны закрыть ушки.